Византия, едва ли не единственная цивилизация, дату рождения и смерти, которой мы знаем доподлинно. В 395 г. она появилась на развалинах Римской империи и в 1453 г. была уничтожена турками османами.
Императрица Феодора
Как ни странно, но название «Византийская империя» было придумано историками XVIII в., а сами жители называли себя ромеями, то есть римлянами, а империю Ромейской. Название Византия произошло от одноименного города, где император Константин основал новую столицу империи. Новая империя не остановилась на наследовании традиций, предшествующей Римской империи. Византийцы создали уникальную культуру, рожденную в сплаве античной и восточной культуры имеющую в качестве духовной основы – христианство. Столица цивилизации — Константинополь (ныне Стамбул) имела крайне выгодное расположение, на пересечении торговых путей из Азии в Европу и Африку.
Христианство, официальная религия Византии, оставила свой глубокий отпечаток не только на эстетическом идеале, но и одежде. Если в античной цивилизации человек является мерой всех вещей, красота и гармоничность тела была великой ценностью, то в восточно-христианской традиции тело являлось вместилищем греха. Византийцы стараются скрыть фигуру под объемными складчатыми одеждами. Основной акцент делали на лицо, оно должно быть одухотворенным, лишенным всякой чувственности (высокий лоб, большие выразительные глаза, тонкий нос и губы).
Основой византийской одежды была римская, вернее позднеримская. Но византийцы добавили многослойности, что в дальнейшем, помогло развиться европейскому типу одежде. Еще одним нововведением стали рукава. Теперь открытыми оставались только лицо и кисти рук.
Византия в свое время стала мировым центром ткачества. Традиционными были шерстяные ткани и лен. Но при императоре Юстиниане (IV в. н.э.) в Византии стали производить шёлк. Довольно быстро он распространился среди знати. К VIII-XII вв. Константинополь стал мировым центром шёлкоткачества. Шелк, атлас, парча стали излюбленными материалами вельмож и сановников. Ткани имели сложный геометрический или растительный орнамент. Узоры на ткани имели символическое значение, например изображение орла или льва означали власть императора.
Святой Дмитрий с ктиторами.
Особое значение имел цвет одежды. Голубой цвет символизировал небо, зеленый цветение и жизнь, золотой – цвет божественного сияния. Любимыми цветами византийцев были красный – цвет крови (крови Христа) и синий – цвет божественной силы. Пурпурный цвет одежды был прерогативой императора (особенно ценился пурпурно-феолетовый цвет). Белый цвет стал цветом траура. Удивительный факт: команды конных возниц Византии, которые выступали на соревнованиях, имели свои цвета одежды, совсем как современные спортивные клубы.
Для придания большего блеска ткани стали использовать шелковое шитьё. Одежда имела разнообразные вышитые сюжеты, вплоть до картин из Писания. Ворот, рукава подол одежд расшивался жемчугом, каменьями, золотым шитьем.
Константинополь стал модной столицей. По образу одежд византийских императоров шились одежды европейских и русских правителей.
Софиевский собор в Костантинополе
Основной мужской одеждой была туника с рукавами (различной длины), штаны (теперь обязательный элемент), далматика и плащ. Туника подпоясывалась узким шнуром или полоской ткани. Поверх туники одевался талар, широкое одеяние без рукавов, скроенное по типу туники, длинной до пят. Далматика, еще один вид туники, имела рукава шире, чем у нижней туники, отделывалась каймой. Штаны, больше сходные с чулками, так как их носили на поясе с подвязками, поверх туники, могли быть короткими (до колен) или длинными. Верхней одеждой был плащ – хламида или лорум. Плащи-мантии носили только императоры. Они выступали символом власти. Плащи шились из тяжелой неэластичной ткани, скреплялись на груди фибулой и имели на груди и спине отличительные знаки – таблионы (ромб из куска парчи нашитый поверх плаща). Лорум больше походил на римскую тогу, перебрасывался через левую руку и драпировался определенным образом. Позднее лорум превратился в нарамник , у которого передняя часть была короче задней. Еще одним видом плаща была пенула с капюшоном, пенулу носили все сословия. Все плащи в совей основе имели продолговатую полукруглую форму.
Император Юстиниан со свитой
Волосы на голове мужчины стригли «в скобку» или «в кружок». Обязательным считалось ношение бороды и усов. Головные уборы мужчины практически не носили. Во время работы простолюдины могли использовать сферические или остроконечные шапки. В дороге носили широкополые шляпы, зимой меховые шапки. Обувь представляла собой закрытые сандалии с переплетенными ремешками до колен или мягкие сапоги.
Женская одежда Византии была также заимствована у Рима. Костюм византийки состоял из туники, столы (прямая рубаха, расширяющаяся книзу, с рукавами) и плаща. Первоначально рукава столы были узкие, со временем расширились и стали видны рукава нижней туники. Длина столы тоже менялась от изначально длинной, закрывающей нижнюю тунику полностью, до короткой – до колен, открывающей нижнюю тунику. Плащ скреплялся на плече или спереди на груди фибулой. Иногда плащ накидывался сзади на плечи, а концы его перекрещивались на груди и перебрасывались на спину. Простолюдинки насилии плащ – пенулу.
Особенностью византийских нравов стала традиция закрывать женщинам голову и лицо. С открытой головой и плечами могли показаться лишь актрисы и куртизанки. Замужние византийки прятали волосы под накидкой, платком. Молодые незамужние девушки носили сетки, ленты и повязки. У знатных женщин, иногда на изображениях, встречается чепец. Выходя на улицу, женщины Византии одевали мафорий – накидку с капюшоном, которая закрывала плечи, спину и голову, спереди концы перекрещивались и перебрасывались крест-накрест через плечи.
Процессия мучениц. Мозаика
Зимой знатные дамы предпочитали одежды подбитые мехом соболя, простолюдинки обходились овчиной. Обувью служили сандалии, полусапожки и закрытые башмаки.
Женские прически Византии практически полностью скопированы у античных образцов. В основном это высоко подобранные в узел волосы. Иногда волосы заплетали в косы и украшали нитями бус и жемчуга. Позднее, приобрела популярность прическа из валиков, обрамлявших лицо и щеки.
Византийская одежда отлично отражала социальный статус своего владельца. У знати костюм шился из дорогих тканей, ярко окрашенных и имеющих массу украшений. Количество слоев одежды росло пропорционально статусу его хозяина. Низшие сословия обходились туникой штанами-чулками и плащом, выполненными из грубой ткани.
Украшения и косметика запрещались Церковью, но, несмотря на запреты, ювелирное и косметическое дело процветали. Конечно, основными потребителями продукции ювелиров была знать. Одним из нововведений был воротник-оплечье щедро расшитый драгоценными камнями, жемчугом. Мужчины и женщины носили длинные подвески, венцы, диадемы, тиары представляли подчас шедевры ювелирного мастерства. Одежду украшали разнообразные броши. Популярными во все времена оставались серьги, кольца, перстни, браслеты, также были выполнены с большим изяществом и мастерством.
Спасибо, много полезного почерпнула.