Со второй половины XVI века Испания стала испытывать экономический кризис, вызванный потерей лидирующего положения в мире. XVII век принес Испании разорительные войны, усиление власти инквизиции, религиозные преследования тех, кто не исповедует католичество, и как следствие, консервация феодальных отношений.
Испанцам была чужд стиль барокко в одежде. В одежде сохранились прежние формы прошлого века. Церковь, по-прежнему, сильно влияет на все стороны жизни в государстве, поэтому каркасная одежда, пышная и вычурная сохраняется в Испании до середины XVII века. С другой стороны Испания проиграла Франции в тридцатилетней войне, и поэтому еще долго в стране все французское встречалась недоброжелательно. Влияние французской моды начинает ощущаться в испанском костюме лишь со второй половины XVII века.
Военная обстановка, экономический упадок вызывают тенденцию к сдержанности в костюме, отказа от показной роскоши, тягу к приглушенным цветам и простым тканям. Излюбленной тканью испанских грандов становится черный бархат. Воротники – мельничьи жернова уходят в прошлое, им на смену пришли скромные отложные, так называемые воротники голилья . Хотя, во время празднеств и придворных приемов аристократия продолжала блистать богатством нарядов.
Эстетический идеал в Испании в это время сходен с тем идеалом, который бытовал в Западной Европе в позднее средневековье. Именно в XVII веке появляется культ Прекрасной Дамы в Испании, тогда как в Европе, вовсю утверждается галантный век и галантное отношение к женщине. Испанцы в XVII веке в женщине ценили, прежде всего, кротость нрава и мягкость характера, а затем уже красоту лица и фигуры. Испанцы-аристократы должны были быть похожи на своих мужественных предков, закованных в рыцарские латы, но при этом быть более сдержанными, но не менее гордыми. Храбрость, отвага, умение держаться в седле, как и в прошлом столетии, высоко ценилась среди испанцев.
Мужской костюм, по-прежнему, состоял из нижнего белья (рубашка и штаны из полотна до колен), поверх одевался штаны-чулки, поверх которых одевались панталоны подбитые ватой или паклей, облегающая куртка – хубон, верхней одеждой был плащ. Костюм горожан испанцев был намного ярче, в нем преобладали контрастные цвета – красный и зеленый. В середине века костюм аристократа упрощается. Панталоны становятся уже, теперь они завязываются под коленом бантом, хубон удлиняется и становится более свободным. Запрет на ношение кружев привел к тому, что одежду стали украшать золотым шитьем. В Испании все еще сохранялся обычай соединять различные части одежды шнуровкой (например, рукава с проймой или баску с лифом), при этом, если какие-то части изнашивались их легко можно было заменить на новые.
Не смотря на то, что со второй половины в Испанию активно проникает французская мода, и некоторые модники носили костюмы похожие на мушкетерские, все же национальные черты активно проступали в любом испанском костюме. Гордая осанка, отсутствие перегруженности деталей, цветовая сдержанность, отсутствие париков, все это формировала особый облик испанца. Даже сапоги испанцев имели узкие и облегающие голенища, в противовес широким -французским. Чулки, также были черного и белого цветов, а не цветные как во Франции.
Женский костюм в первой половине XVII века, также остается каркасным и наглухо закрытым. Но колоколообразные фижмы остаются только в парадных придворных туалетах, во всех остальных случаях, вместо фижм стали носить одновременно несколько нижних юбок, в отдельных случаях их количество доходило до 12. Юбка расширяется книзу, иногда достигая размера роста женщины. Лиф платья, продолжают шить гладким без единой складки, но полочки теперь делают с отворотами, плавно переходящими в воротник, появляется декольте, открывающее плечи. Откидные рукава шили из контрастной ткани с разрезами, сквозь которые проглядывали рукава нижнего платья. Поверх платья женщины могли одевать жакет с баской, стянутый на талии и мантилью из кружева. Верхней одеждой дам был и оставался плащ. Темные цвета женского костюма сменяются на сочные и теплые – оливковые, зеленые, оттенки красного. Нужно отметить, что женский испанский наряд, в отличии от мужского, становится более сложным, дополненным различным декором. Обуви не уделялось большое значение, так как испанка не могла показать даже кончик своей ступни. Тем не менее, обувь изготавливали из дорогих материалов (золотой парчи) и имела каблуки. Четки и веер были непременными спутниками знатной дамы. Волосы испанки высоко закалывали и прятали под обязательным головным убором.
Самыми популярными ювелирными изделиями этого времени остаются цепи, массивные броши, серьги и перстни. Оправы были настолько велики, что порой совершенно закрывали камни.
Голлар изобразил различную женскую одежду, показал, как она изменялась в зависимости от времен года и от надобности; он рисует одежду мещан и дворян, а также различные дополнения к ней.
С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежде — переход от струящихся готических тканей к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма»
— женский головной убор. Макушку повязывали тканью, в которую затем заворачивали косу, перевитую сверху крестообразно черной лентой. Сохранился до 1520-х гг., на некоторое время заимствовался итальянками. Иногда трансадо соединялся с небольшим тюрбаном.
Недавно этот сайте заметил.
Голлар изобразил различную женскую одежду, показал, как она изменялась в зависимости от времен года и от надобности; он рисует одежду мещан и дворян, а также различные дополнения к ней.
С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежде — переход от струящихся готических тканей к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма»
— женский головной убор. Макушку повязывали тканью, в которую затем заворачивали косу, перевитую сверху крестообразно черной лентой. Сохранился до 1520-х гг., на некоторое время заимствовался итальянками. Иногда трансадо соединялся с небольшим тюрбаном.